Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

Содержание:

Особенности психологии победителя

Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.

Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.

Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:

  1. Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
  3. Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.

Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.

Выгорание в спорте — что это?

Психофизиологическая реакция организма на слишком частые, экстремальные и неэффективные попытки соответствовать тренировкам и требованиям своего тренера.

Выгорание означает психологический, эмоциональный, а иногда и физический ущерб. Первоначальная
определенная деятельность приносит радость и удовлетворение. Однако с течением
времени под воздействием различных факторов возникает чрезмерный стресс и
отсутствие удовлетворения. Они медленно начинают доминировать. Необходимость
решать проблемы требует большого количества энергии, возникает усталость, и
тренировка перестает быть эффективной. Отсутствие положительного
результата ослабляет мотивацию и готовность продолжать работать. У спортсмена
ухудшается физическое и психическое состояние здоровья.

Задачи спортивного психолога

Безусловно, хороший тренер знаком с азами психологии, никто с этим не спорит. Однако у тренера все же главная задача — это спортивные достижения подопечных: голы, секунды, метры. Спортивный же психолог должен следить за тем, чтобы в процессе тренировок и состязаний на спортсменов не так сильно воздействовал стресс.

Во многих командах отношение к психологам настороженное, поэтому нет смысла сходу объявлять, что с ними будет работать именно этот специалист, можно представить его как помощника тренера.

Общепризнанные задачи спортивных психологов

  1. Спортивная профориентация (определение максимально подходящего для ребенка вида спорта).
  2. Подготовка к соревнованиям (устранение тревожности, мотивация).
  3. Разработка стратегии в соревновательный период.
  4. Реабилитация после состязаний.
  5. Определение и разрешение кризисных состояний.

Психолог беседует индивидуально или с командой, дает советы (многие потом сами спрашивают их). У таких специалистов нет разделения по видам спорта.

Этапы работы спортивного психолога

Сначала необходимо понять, что требуется от спортсмена, чего он хочет сам (берутся во внимание достижения не обязательно в спорте, но и в повседневной жизни).
Тестирование помогает определить недостаточно сильные и хорошо «развитые» стороны человека.
Составляется программа для спортсмена (а иногда и для его семьи!).
Находятся оригинальные решения при индивидуальных проблемах, компромиссы, когда спорт начинает «мешать» учебе или личным отношениям.
Помощь в достижении результатов с минимальными душевными травмами и переживаниями.

Видео о том, с чем носить глубокое декольте

Как носить глубокое декольте с бюстгальтером и без:

Основные задачи

  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
  • Спортивная профориентация
  • Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
  • Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
  • Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
  • Постсоревновательная реабилитация
  • Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
  • Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
  • Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
  • Разрешение и выход из кризисной ситуации
  • Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)

Субъективные методы

  • Интервью непосредственно с самим спортсменом, его тренером и близкими ему людьми
  • Наблюдение

Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.

Объективные методы

Опросники

Айтрекинг

Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля.

Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».

БОС-технологии

Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.

Основные задачи

  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
  • Спортивная профориентация
  • Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
  • Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
  • Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
  • Постсоревновательная реабилитация
  • Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
  • Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
  • Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
  • Разрешение и выход из кризисной ситуации
  • Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)

Субъективные методы

  • Интервью непосредственно с самим спортсменом, его тренером и близкими ему людьми
  • Наблюдение

Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.

Объективные методы

Опросники

Айтрекинг

Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля.

Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».

БОС-технологии

Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.

Подбирайте слова и помните, что дети развиваются по-разному

Важно проявлять осторожность и подбирать слова, когда дело доходит до сравнения с другими детьми. Дети спортсмены и так сами подсознательно делают это на тренировках и участвуя в соревнованиях. Не стоит добавлять им стресса и подрывать их самооценку. Это приведет только к психологическим проблемам, замкнутости и нежеланию продолжать тренировки

Я думаю, вы и сами понимаете разницу между примерами: «Миша бегает быстрее, чем ты», и «посмотри, как Миша быстро бегает, он такой хороший спортсмен!»

Стоит ли уточнять, что лучше будет сказать второй вариант? Лучше обратить внимание на достоинства сверстников и мотивировать быть наравне с ними, чем «тыкать» своего ребенка спортсмена в недостатки и обвинять в неуклюжести, в том, что он не так хорош. 

К сожалению, не во всех семьях родители ведут себя таким образом и могут подобрать правильные слова

Потому так важно уделять внимание вопросу поведения родителей спортсменов дома. Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-разному и с разной скоростью. Не стоит ожидать одинакового прогресса и результатов. 

Не стоит ожидать одинакового прогресса и результатов. 

Успехи в настоящий момент безусловно окажут влияние на будущее. Но всегда можно стать лучше, никогда не поздно для совершенства. И то, что ребенок сейчас не в топ 10, не значит, что он не будет в числе лучших через несколько лет. Его текущая позиция в рейтинге не определяет его будущую позицию. Точно так же как и первое место в детской категории не дает абсолютных гарантий на успех в старшем возрасте.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Как распознать выгорание в спорте?

Психологи описали 3 основных компонента
выгорания. Они распространяются как на спортсменов, так и на людей из
других сфер деятельности. К ним относятся:

  • психическое и физическое истощение — выгорание сопровождается снижением энергии, интереса, веры в свои силы, возможности и чувство выполненной работы;
  • низкая самооценка, депрессия — спортсмен, который испытывает такие эмоции, тренируется и конкурирует со своим чувством беспомощности и отреченности. Эффективность его тренировок ухудшается. То, что он раньше делал без проблем, теперь становится серьезным испытанием;
  • деперсонализация и девальвация — деперсонализация означает, что конкурент начинает воспринимать других как безличных и лишенных чувств, ничего не стоящих людей. Согласно исследованиям, это является результатом того, что спортсмен теряет позитивное отношение к спорту и тем, кто сопровождает его в его карьере.

Исследования выгорания в спорте

Выгорание является одной из наиболее распространенных причин отказа от участия в спорте.
Исследования показывают, что это очень серьезная проблема. Согласно
опросам, проведенным Silva (1990), целых 47% опрошенных спортсменов испытывали выгорание в какой-то момент своей
карьеры.

Значительная часть спортсменов не отказалась от
спорта, несмотря на выгорание. Многие факторы влияют на это, в том числе финансовые
проблемы. Одно можно сказать наверняка — игрок, борющийся с выгоранием, теряет
радость от спорта и начинает относиться к нему как к неприятной обязанности.

Симптомы выгорания в спорте

Как распознать выгорание в спорте? Изменения в
поведении или эмоциональности спортсмена могут привлечь внимание его
родственников, партнеров по команде или тренеров. Чем раньше будет произведено вмешательство,
тем лучше

Поэтому стоит знать, какие симптомы спортсмена характеры при
выгорании:

  • Низкая мотивация и недостаток энергии;
  • проблемы с концентрацией;
  • отсутствие желания заниматься спортом;
  • нет интереса к спорту;
  • проблемы со сном;
  • физическое и психическое истощение;
  • снижение самооценки;
  • негативные эмоции;
  • изменения настроения;
  • изменения в системе ценностей и убеждений;
  • эмоциональная изоляция;
  • повышенная тревожность;
  • переменчивое настроение

Если вы или ваши коллеги стали замечать подобные
симптомы, то немедленно обратитесь к психологу.

Откуда возникает выгорание в спорте?

Причины выгорания могут быть самыми разными, в
зависимости от личности игрока, его жизненной ситуации или характера спорта,
которым он занимается. Благородя нескольким исследованиям, удалось выявить
несколько факторов:

  • количество пережитого стресса, методы борьбы с ним и социальная поддержка;
  • переломный момент в спортивном сезоне — риск выгорания увеличивается с прохождением сезона;
  • нехватка свободного времени;
  • давление со стороны родителей;
  • отсутствие самостоятельности (способности решать за себя), компетентности, социальной поддержки или наличие финансовых проблем;
  • физические проблемы (травмы, перетренированность, усталость, отсутствие улучшения формы);
  • материально-технические проблемы (в основном, необходимость в длительных и дальних поездках);
  • межличностные проблемы (неудовлетворенность личной жизнью, негативное влияние родителей, плохая атмосфера в команде, отсутствие помощи от тренера);
  • психологические проблемы (невыполненные, неадекватные ожидания, недостаток таланта, неудовлетворенность тренировкой, перфекционизм).

Источники

  1. https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/sport-fitness-psychology
  2. American Psychological Association. (n.d.). Sport psychologists help professional and amateur athletes. Retrieved from http://www.apa.org/helpcenter/sport-psychologists.aspx?ref=driverlayer.com/web
  3. Association for Applied Sport Psychology. (n.d.). Become a certified consultant. Retrieved from http://www.appliedsportpsych.org/certified-consultants/become-a-certified-consultant/
  4. Division 47: Exercise and Sport Psychology. (n.d.). APA sport psychology proficiency. Retrieved from http://www.apadivisions.org/division-47/about/sport-proficiency/index.aspx
  5. Voelkner, R. (2012). Hot careers: Sport psychology. gradPSYCH Magazine. Retrieved from http://www.apa.org/gradpsych/2012/11/sport-psychology.aspx

Шейкина НинаСотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева

Примечания

  1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. — Академия, 2009.
  2. Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта: Монография. — МГУ, 2011. — С. 377—392. — 424 с. — ISBN 978-5-9217-0048-2.
  3. Исайчев С.А. Использование бос-технологии в практической психологии // XX Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова, Москва, 4-8 июня 2007, Тезисы докладов. — Издательский дом «Русский врач» Москва, 2007. — С. 211.
  4. Смирнова В.В. Соотношение компонентов психологического споровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10. — С. 89—90.
  5. Осухова. Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации. — Психологический журнал, 2001. — № 31. — С. 2—17.
  6. Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы. — Омский научный вестник, 2013. — Вып. № 3(119. — С. 170—172.

Основные задачи

  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
  • Спортивная профориентация
  • Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
  • Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
  • Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
  • Постсоревновательная реабилитация
  • Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
  • Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
  • Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
  • Разрешение и выход из кризисной ситуации
  • Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)

Субъективные методы

  • Интервью непосредственно с самим спортсменом, его тренером и близкими ему людьми
  • Наблюдение

Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.

Объективные методы

Опросники

Айтрекинг

Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля.

Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».

БОС-технологии

Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.

История возникновения

Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта.
В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта (сокращенно — ИССП), что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии. ИСПП с 1970 года начинает издавать «Международный журнал психологии спорта». В 1967 году появилось Североамериканские общество психологии спорта, а в 1969 году — Европейская ассоциация психологии спорта. Затем в разные годы аналогичные организации были открыты в Японии, Англии, ФРГ, Франции, Австралии, Бразилии и многих других странах.
По настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок.
Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы, с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т. д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности

Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов — чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, «чувство мяча», «чувство воды», предвосхищения развития событий (интуиция, антиципация)

Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.

Мероприятия в других городах

27 мая
Четверг,
15:00

Курс «FDM — фасциальные техники. Модель фасциальных нарушений»

Узнать подробности

4 дня
Екатеринбург

Центр обучения Владимира Гусева «Остеонетика» (Екатеринбург)
Владимир Евгеньевич Гусев
(Екатеринбург)

Расписание по договору

Образовательная кинезиология «Гимнастика мозга»

Узнать подробности

55 минут — одно занятие
Томск

Нина Вайвод
(Томск)

Расписание зависит от возрастной группы

Ушу для детей в Воронеже. от 3 до 16 лет

Узнать подробности

1–1,5 часа
Воронеж

Центр традиционного ушу и цигун Шаолинь (Воронеж)
Анна Владимировна Комиссарова (Ши Янчжень)
(Воронеж)
Иван Владимирович Елизаров
(Воронеж)

История

Коми начали свою историю еще в 4 веке. Именно тогда они появились на территории современной республики. Позже им пришлось отступить из-за прихода русских княжеств. Новгородская республика перекрыла доступ к морю, население испытывало длительное влияние с 11 по 12 века, однако к 14 веку часть племен сумела объединиться и создать Великую Пермь. Государству пришлось бороться с Московским княжеством, которому помогала Новгородская республика. Ситуация осложнялась из-за присутствия волжских булгар, которые совершали регулярные набеги. Все это делало борьбу за независимость крайне трудной. Окруженная со всех сторон противниками, Пермь не могла торговать, что вынуждало совершать долгие транспортировки товара за Уральские горы. Это негативно сказалось на жизни населения, в том числе его духовном состоянии. Пермь стала терять величие и превратилась в государство дикарей. Московское княжество в результате стало самым могущественным во всем регионе и расправилось с Новгородской республикой. Затем пришел черед Перми. Тем не менее отношения между князьями и коми стали налаживаться. В 1380 году пермяки встали на сторону Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Уже через 3 года на территорию коми епископом был выбран Стефан, который прославился как Пермский. В 15 веке Московское княжество окончательно завладело землями народа, однако хорошие отношения сохранялись. Жизнь народа осложнялась отсутствием торговых путей, что препятствовало развитию региона. Все в корне изменилось с обнаружением нефти — ее начали добывать впервые для Ивана Грозного, а активная добыча началась в 16 веке с реки Ухты. В дальнейшем история региона была определена нефтепромыслом. Началось деление на губернии и уезды с волостями. С наступлением Октябрьской революции в Коми начались националистические движения. Все чаще происходили съезды Советов, большинство жителей высказывало одобрение действиям большевиков и пропагандировало идею общественного самосознания. Постепенно образовалась автономная область, в которую вошла 21 волость, а затем произошло образование районов. Советский Союз привел республику к промышленному развитию. Здесь стали добывать каменный уголь, строить шахты и пути для транспортировки нефти и древесины. Статус республики регион получил в 1991 году.

Ссылки

  • Сергей Урсуляк (англ.) на сайте Internet Movie Database

Учиться надо всегда

Именно с такой установкой живет уникальный человек. Он никогда не останавливается на достигнутом, старается извлечь пользу из любого события, из каждой ошибки, из общения со всеми людьми, которые встречаются ему на пути.

8 Конструктивные характеристики смесителей для ванной с душем: переключатель направления воды

Отдельно следует сказать о конструкции самого смесителя для ванной с душем. Практически все аналогичные устройства содержат переключатель, перенаправляющий поток воды с крана на душ и обратно. Эта деталь конструкции является очень удобным дополнением к общей системе смесителя. При желании можно использовать кран и набрать ванную, изменив же положение рычага, мы получаем поток жидкости, вырывающийся из душа.

Смеситель металлический в ванну

В некоторых наиболее дешевых моделях именно этот переходник является местом наибольшей концентрации поломок. Это связано с тем, что с течением времени он забивается налетом или вследствие использования стали плохого качества покрывается повреждениями. В конечном счете, он начинает пропускать воду. Вначале это может быть всего несколько капель. Однако с течением времени поток жидкости будет увеличиваться, что приведет к смене устройства. Поэтому использование дешевых моделей смесителей крайне не рекомендуется. С товарами, произведенными крупными европейскими производителями, такого, как правило, не происходит. Даже если они и допускают подобные неполадки, существует гарантия на изделие, которая подразумевает его полную бесплатную замену.

Цели и задачи психологии спорта

Психология спорта изучает психологические механизмы и данные о психике спортсменов в обстоятельствах максимальной активности.

Данная отрасль науки занимает важное место в процессах подготовки спортсменов. Психологические знания дают спортсменам навыки формирования и развития личности при занятиях спортом

Практические задачи данной психологии предполагают изучение теории, связанной с особенностями психической деятельности спортсменов, а также эффективное использование данных знаний для спортивных достижений.

Основными целями спортивной психологии для развития личности спортсмена и спортивных команд является разработка действенных методов подготовки спортсменов к соревнованиям.

Главными задачами психологии спорта являются:

  • изучение воздействие спорта на психические параметры личности;
  • разработка и внедрение благоприятных условий для максимальной эффективности спортсменов во время тренировки;
  • раскрытие механизмов и закономерностей повышения спортивного профессионализма;
  • формирование необходимых знаний и навыков.

Для благополучного выступление спортсмена во время соревнований недостаточно только физической и стратегической подготовки. В последнее время становятся значимыми интеллектуальные навыки и способности взаимодействовать в коллективе.

Основной задачей спортивной психологии является:

  • разработка методик и стратегий для предсоревновательной подготовки;
  • исследование социально-психологических процессов происходящих среди спортсменов.

Спортивная психология занимается исследованием особенностей функционирования спортивных команд.

Профилактика

Чтобы не допустить повреждения суставов, снизить вероятность воспалений нужно выполнять профилактические меры

Их важно соблюдать и при занятиях спортом. Если боли периодические, то помогут следующие рекомендации:

  1. Перед физическими упражнениями нужна разминка.
  2. После них необходим отдых.
  3. Техника приседаний должна быть идеальная.
  4. При появлении боли необходимо уменьшить интенсивность упражнения, что защитить от травмы и деформации сустава.
  5. Вредны переохлаждения суставов.
  6. Требуется своевременное лечение всех заболеваний.
  7. Питание должно быть сбалансированным.

Такие меры позволят не допустить болезненных ощущений в суставах

А если все же дискомфорт появился, не стоит игнорировать проблему, важно сразу же обратиться к врачу

Примечания

  1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. — Академия, 2009.
  2. Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта: Монография. — МГУ, 2011. — С. 377—392. — 424 с. — ISBN 978-5-9217-0048-2.
  3. Исайчев С.А. Использование бос-технологии в практической психологии // XX Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова, Москва, 4-8 июня 2007, Тезисы докладов. — Издательский дом «Русский врач» Москва, 2007. — С. 211.
  4. Смирнова В.В. Соотношение компонентов психологического споровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10. — С. 89—90.
  5. Осухова. Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации. — Психологический журнал, 2001. — № 31. — С. 2—17.
  6. Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы. — Омский научный вестник, 2013. — Вып. № 3(119. — С. 170—172.

Задачи спортивной психологии

Говоря о задачах, которые решает спортивная психология, нельзя не сказать о центральной фигуре данного направления в психологии — спортивный психолог. Именно спортивный психолог работает со спортсменом, позволяя ему решить следующие основные задачи:

  1. Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации, четкой ориентацией на конкретную цель, а также формирования нужных двигательных умений и навыков.
  2. Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.
  3. Грамотная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
  4. Психическая регуляция
  5. Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.
  6. Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может «перегореть» еще до старта соревнований.
  7. Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты — от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных с ними переживаний.

Кроме того, в отдельное направление современная спортивная психология выделяет исследования, рассматривающие проблемы грамотного формирования команд, межличностные отношения в коллективе, способы и приемы повышения ценностно-ориентационного единства, с болельщиками, а также проблемы межгрупповых взаимоотношений и сплоченности спортивного коллектива.

Тренировки – это обязательно!

Могут быть периоды, когда интерес ребенка к спорту поколеблется. В большинстве случаев это происходит лишь потому, что он привык к тренировкам. Спортивная активность больше не вызывает таких ярких эмоций. Это происходит как с игрушками. Новая машинка всегда интересна, но через пару дней в ней уже нет ничего особенного. 

А родители и не думают заставлять детей заниматься спортом. Им кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы пропустить тренировку, если дети смотрят интересный фильм или веселятся и играют друг с другом. Но это не так

Важно научить ребенка преодолевать «не хочу» в настоящем, чтобы достичь «то, чего хочу» в будущем

Роль родителя в такое время как раз-таки заключается в поощрении и мобилизации. Тренировка требует пунктуальности, регулярности и ответственности — качеств, важных для спортсменов. Они пригодятся и во взрослой жизни, а они формируются на начальном этапе родителями. Поэтому не ленитесь отводить детей на тренировку и не приучайте их к лени и необязательности.

Другим важным аспектом в развития ребенка спортсмена, за который ответственны родители, является питание. Родители должны помнить, что их дети двигаются больше, чем их сверстники, поэтому важно, что и как они едят. 

Питание ребенка спортсмена должно быть разнообразным, основанным на натуральных продуктах. Оно должно обеспечивать необходимым количеством энергии и питательных веществ. Не забывайте, что маленькому спортсмену необходимо пить много жидкости. 

Религия

Как комбинировать с другими шторами

Комбинация штор из органзы с портьерами на окнах считается классической. Данное сочетание применяют для оформления гостиных или спальных комнат.

Допускается использовать рулонные шторы нейтрального оттенка: подойдут белая, бежевая, серая разновидности. Такой вариант часто выбирают для кухни.

С римскими шторами органзу сочетают с осторожностью. Допустимо использовать ее для оформления комнаты подростка

Обратитесь к дизайнеру, если хотите украсить помещение подобной комбинацией.

Сообщить об опечатке

Спортивные психологи в России

На Западе давно поняли важность работы с простыми спортсменами и чемпионами именно психологов, специализирующихся на спорте. И если посмотреть на выступления сборных Китая и Америки на Олимпийских играх последних лет, то именно благодаря десяткам таких специалистов олимпийцы выдали ошеломляющие результаты

В России работников подобного профиля долгое время обучал лишь Институт физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге. Сегодня ситуация несколько поменялась. Профессия состоит из двух областей знаний — спорта и психологии. И выучиться на них можно в разных учебных заведениях.

В российском спорте наметилась положительная тенденция — спортивных психологов все чаще приглашают в командные и индивидуальные виды спорта, поскольку такие специалисты не только повышают боевой дух, но и помогают побеждать.

А что думаете вы? Нужны ли спортивные психологи?

Спортивная психология

Спортивная психология — это изучение того, как психология влияет на спорт, спортивные результаты, физические упражнения и физическую активность. Некоторые спортивные психологи работают с профессиональными спортсменами и тренерами, чтобы улучшить производительность и повысить мотивацию. Другие специалисты используют физические упражнения и спорт для улучшения жизни и благополучия людей на протяжении всей жизни.

Профессиональные спортивные психологи часто помогают спортсменам справиться с интенсивным давлением, возникающим в результате соревнований, и преодолевать проблемы с помощью сосредоточенности и мотивации. Они также работают со спортсменами, чтобы улучшить производительность и оправиться от травм. Но спортивные психологи работают не только с элитными и профессиональными спортсменами. Они также помогают обычным людям научиться получать удовольствие от спорта и научиться придерживаться программы упражнений.

История спортивной психологии.

Ранние этапы
спортивной фитнес-психологии насчитывают более 100 лет. Колман Гриффит- один из
первых американских специалистов, который разрабатывал эту область в период с
1921-1938 годов. Академическая дисциплина «Спортивная психология» получила свое
развитие с 1966 по 1977 года на факультете физического воспитания ряда
университетов. С 1978 по 2000 год эта область получила огромный рост и
признание во всем мире. Увеличилось количество и разнообразие исследований.
Раньше считалось, что только элитные олимпийские спортсмены используют услуги
спортивных психологов. Однако, на сегодняшний день принципы спортивной
психологии и психологии физического воспитания широко применяются специалистами
и тренерами по фитнесу повсеместно. Спортивная психология решает широкий круг
вопросов в спорте, физической культуре и фитнесе. Область работы психологов
включает в себя такие технологии, как:

  • Помогать
    людям увеличивать и поддерживать их максимальную работоспособность;
  • Управлять
    стрессом и тревогой в период тренировок;
  • Управлять
    настроением (гнев, фрустрация, страх);
  • Помогать
    людям справляться с физическими проблемами, которые возникают при реабилитации
    после травмы;
  • Помогать
    людям соблюдать режим тренировок для укрепления их здоровья;
  • Воспитывать
    положительные качества личности, такие как, лидерство, выносливость, уверенность
    в себе, решительность, общественное взаимодействие;
  • Оценка
    эффективности различных техник коучинга;
  • Помогать
    людям развивать свои социальные навыки, разрабатывать советы для спортсменов,
    родителей, тренеров и других сотрудников;

Тренер и спортивный психолог

Не секрет, что во многих командах, особенно в странах, где спортивная психология непопулярна, тренер выполняет функции психолога помимо самого коучинга. Без сомнения, опытный тренер знаком с основами психологии, но его главная забота — это все же спортивные достижения. В то время как спортивный психолог следит за тем чтобы спортсмены в процессе тренировок и во время соревнований не подвергались слишком сильному стрессу.

Только опытный психолог может вовремя заметить плохие изменения в психологическом состоянии спортсмена и сразу начать коррекцию.

Также психолог смягчает напряжение, создаваемое тренером. При этом не оказывая влияния на результаты.

Читерство. Не обманывайте ни себя, ни ребенка

В профессиональном спорте мы не раз слышали о случаях допинга на соревнованиях. Какие скандалы! В детском спорте, конечно, сложно себе это представить. Мало кто, даже из самых отчаянных родителей, согласится давать своему ребенку спортсмену препараты и стимуляторы.

Однако это не значит, что нет способов «смухлевать» и «обойти систему». Это касается больше индивидуального спорта.

Некоторые родители участвуют со своими детьми буквально во всех соревнованиях по «специальности» или связанной с ней спортивной активности, лишь бы урвать грамоты и диплом. В худшему случае сертификат за участие, лишь бы пополнить портфолио. Однако это не такой уж плохой вариант, особенно в сравнении с остальными случаями.

Некоторые родители намеренно ищут соревнования с недобросовестными судьями и подкупают их. Крайний случай, когда родители отправляют детей участвовать тольков таких мероприятиях, чтобы точно знать, что получат победу. 

Но такой способ мышления — тупик. Вместо того, чтобы действительно развивать ребенка спортсмена и его способности, такие родители лишь тренируют себя в искусстве обмана. В один момент ребенок спортсмен осознает ситуацию, и все его золотые медали теряют свое значение, а самооценка падает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector